Бокавирус человека - недавно открытый вирус, ассоциирующийся с острыми респираторными заболеваниями

10.06.2008

Т.Ю. Кондратьева

ФГУН «ЦНИИ эпидемиологии» Роспотребнадзора, Москва

В 2005 году T. Allander с соавторами описали новый вирус, принадлежащий к семейству Parvoviridae, и дали ему название - бокавирус человека (human Bocavirus, hBoV) [3]. Впервые бокавирус был обнаружен в назофарингеальных аспиратах (НФА) детей, страдающих острыми респираторными заболеваниями (ОРЗ) [3]. Примененный авторами метод поиска неизвестных микроорганизмов - выделение нуклеиновых кислот (НК) из образцов клинического материала, амплификация НК с использованием неспецифических прай-меров, создание библиотеки клонов с последующим ее секвенированием и анализ полученных данных - подробно описан в этой первой работе, посвященной бокавирусу человека.

Семейство Parvoviridae включает два подсемейства: Parvovirinae, поражающее позвоночных животных, и Densovirinae, поражающее насекомых. Подсемейство Parvovirinae состоит из пяти родов: Parvovirus, Erythrovirus, Dependovirus, Amdovirus и Bocavirus. Наиболее хорошо изученным патогеном человека из подсемейства Parvovirinae является парвовирус В19, принадлежащий к роду Erythrovirus и вызывающий инфекционную эритему (пятая болезнь) у детей и артриты у взрослых, а также водянку плода и спонтанные аборты [13, 55]. Другие представители подсемейства Parvovirinae, выявленные у людей, - аденоассоциированные вирусы (род Dependovirus) и вирус PARV4, место которого в систематике до сих пор не определено, предположительно он будет выделен в отдельный род [20]. Аденоассоциированные вирусы не патогенны для человека, патологическая роль PARV4 пока не ясна.

Наиболее близкими к hBoV представителями подсемейства Parvovirinae являются парвовирус коров (Bovine parvovirus, BPV) и парвовирус собак (Minute oanine virus, MCV), объединенные вместе с hBoV в род Bocavirus [3].

Парвовирусы - мелкие безоболочечные одно-нитевые ДНК-содержащие вирусы, для них характерна икосаэдрическая форма вириона. С помощью электронной микроскопии установлено, что частицы hBoV имеют шестигранную форму, размер их составляет 25 нм [8]. Это описание полностью соответствует характеристикам семейства Parvoviridae.

Организация генома hBoV в значительной мере сходна с таковой у других представителей рода Bocavirus. Геном представлен одноцепочечной ДНК длиной около 5200 оснований и имеет в своем составе три открытых рамки считывания, кодирующих неструктурный протеин (NS1), два капсидных белка (VP1/VP2) и еще один неструктурный протеин с неизвестной функцией (NP1) [3]. Наличие гена неструктурного протеина NP1 отличает представителей рода Bocavirus от других представителей подсемейства Parvovirinae. Согласно данным генетического анализа, проведенного по двум фрагментам генома (NS1 и VP1/VP2), сходство между hBoV и MCV, его ближайшим родственником, составляет 43% [3].

Выделяют два генетических кластера hBoV - ST1 и ST2 [3, 7, 10, 11, 23, 27, 30, 39, 53], изменчивость выявлена в основном в области кодирования капсидных белков VP1/VP2 [3, 10, 23, 39]. Консервативность самого вариабельного участка генома hBoV - VP1/VP2 - составляет 97,2 - 100% кластерами ST1 и ST2 [10, 39], изменчивость представлена в основном консервативными заменами, сходство аминокислотных последовательностей между кластерами ST1 и ST2 составляет 99,7% [39]. Изменчивость hBoV не соотносится ни с сезоном, ни с географическим регионом выявления вируса, ни с клиническими проявлениями заболевания [7, 10, 11, 23, 27, 30, 35, 39, 53].