Теоретическое наследие академика Б.Л. Черкасского

17.02.2009

Е.Г. Симонова

ГОУ «ВПО «ММА им. И.М. Сеченова», Москва

Жизненный и творческий путь академика Б.Л. Черкасского является ярким примером беззаветного служения одной из самых благородных и непреходящих профессий на Земле - профессии эпидемиолога.

Последнее десятилетие жизни и деятельности ученого было теснейшим образом связано с кафедрой эпидемиологии медико-профилактического факультета последипломного профессионального образования (МПФ ППО) Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. Кафедра организована в 1999 году, Бениямин Лазаревич возглавил и руководил ею до последних дней жизни.

За достаточно короткое время академик Б.Л. Черкасский сумел не только наладить должным образом деятельность кафедры, но и вывести ее в число ведущих профильных кафедр в масштабах факультета, академии и всей страны.

Теоретическое наследие ученого нашло отражение во всех направлениях деятельности кафедры: учебной и организационно-методической, научной и научно-практической.

Учитывая основополагающие принципы функционирования системы непрерывного до- и последипломного профессионального образования, одним из которых является принцип преемственности, академик Черкасский предложил дифференциацию предметов до- и последипломного обучения. При этом, по его мнению, на додипломном этапе акцент должен делаться на основах общей эпидемиологии, то есть на учении об эпидемическом процессе, фундаментальных принципах борьбы и профилактики инфекций, а также на начальных знаниях студентов об особенностях эпидемиологии, включенных в программу инфекционных и паразитарных болезней, стратегии и тактике профилактики и борьбы с ними. В свою очередь на этапе последипломного обучения должны быть расставлены акценты на вопросах научных и организационных основ эпидемиологического надзора, а также на современных правовых, нормативных и организационных регламентациях в отношении профилактических мероприятий и противоэпидемической деятельности.

«По нашему мнению, - отмечал Бениямин Лазаревич, - среди основных задач преподавания эпидемиологии как на до-, так и на последипломном уровне следует назвать объяснение значимости теории эпидемиологии для противоэпидемической практики, то есть раскрытие научных основ профилактики и борьбы с инфекционными болезнями и указание путей ее совершенствования».

Эти положения нашли отражение в первом поколении образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности «эпидемиология», впервые разработанного коллективом кафедры под руководством Б.Л. Черкасского в 2000 году.

Стандарт определял содержание обучения и включал учебные программы послевузовской подготовки по специальности «эпидемиология», разработанные, в свою очередь, с учетом профессиональных требований к специалисту, перечня конкретных практических умений и навыков, предъявляемых к нему.

В содержании профессиональной подготовки нашли отражение как общие, так и частные вопросы дисциплины в соответствии с развитием эпидемиологической науки.

Так, основные базовые теоретические вопросы эпидемиологии рассматривались с позиций социально-экологической концепции эпидемического процесса, разработанной Б.Л. Черкасским в 1984 году. Как известно, названная концепция рассматривает эпидемический процесс в виде открытой, сложноорганизованной, многоуровневой, целостной системы, обеспечивающей существование, воспроизведение и распространение паразитических видов микроорганизмов среди населения.