Теоретическое наследие академика Б.Л. Черкасского

17.02.2009

«Ознакомление эпидемиологов в процессе их последипломного обучения с этим существенным теоретическим постулатом представляется нам весьма актуальным», - считал Б.Л. Черкасский.

Другой пример, иллюстрирующий связь теории и практики, - преподавание на кафедре эпидемиологии учения о предпосылках и предвестниках осложнения эпидемиологической ситуации и базирующейся на нем концепции предэпидемической диагностики, разработанных Б.Л. Черкасским в конце 80-х годов и впервые изложенных в монографии «Эпидемиологический диагноз» (1990 г.). Концепция демонстрирует необходимость развития предэпидемической диагностики, то есть распознавания эпидемиологической ситуации, пограничной между нормальной (для данного места и времени) и неблагополучной.

«На наш взгляд, серьезным недостатком современной противоэпидемической практики, - писал Бениямин Лазаревич, - является то, что эпидемиологам чаще всего приходится бороться с уже возникшими эпидемическими очагами. Образно говоря, им приходится гасить уже полыхающее пламя эпидемического пожара.

Между тем четкое представление о состоянии санитарно-эпидемиологического фона (т.е. возможностях и условиях реализации соответствующего механизма передачи возбудителя и его изменениях) должно опережать появление заболеваний. В связи с этим необходимо дать эпидемиологам четкое понимание того, что клинически выраженные заболевания представляют собой лишь видимое проявление эпидемического процесса («верхушку айсберга»), которому могут предшествовать скрытое распространение и накопление возбудителя на объектах окружающей среды или среди населения».

Академик считал, что преподаватель должен четко объяснить значение предэпидемической диагностики в каждой конкретной эпидемиологической ситуации и методологию ее проведения посредством анализа результатов динамического наблюдения не только за уровнем заболеваемости и смертности, но прежде всего - за показателями, характеризующими возможную активизацию путей и факторов передачи возбудителя инфекции.

Преподавание названных концепций и учений Б.Л. Черкасского на последипломном этапе образования эпидемиолога давало теоретическое обоснование противоэпидемической деятельности и отвечало на вопрос «Что должен делать эпидемиолог?». Однако для того чтобы дать практикам ответ на вопрос «Как должен работать эпидемиолог?», следовало обратить внимание на преподавание эпидемиологического метода.

Известно, что до сих пор структура эпидемиологического метода является предметом дискуссий и представляется по-разному. В 1999 году Б.Л. Черкасским была предложена структура, отражающая современные тенденции в развитии метода. Основой такой тенденции считалось обогащение отечественных методов эпидемиологических исследований многообразными современными приемами, прежде всего новыми статистическими - пришедшими к нам из американской эпидемиологии и делающими эпидемиологию доказательной наукой.

В то же время на кафедре по-прежнему уделялось особое внимание преподаванию основ традиционных эпидемиологических методов, изложенных как в уже упомянутой монографии Б.Л. Черкасского «Эпидемиологический диагноз» (1990 г.), так и в отдельно изданных позднее брошюрах-лекциях «Эпидемиологический метод» и «Эпидемиологическое обследование эпидемического очага» (2000 г.).

Нельзя не отметить, что особый интерес у эпидемиологов, обучающихся на кафедре эпидемиологии МПФ ППО ММА им. И.М. Сеченова, вызывали вопросы, связанные с этическими и правовыми аспектами в области современной эпидемиологии, также рассматриваемые в трудах академика Черкасского в связи с организацией противоэпидемической деятельности.

Другой, не менее важной составляющей содержания профессионального образования эпидемиолога является частная эпидемиология. Этот раздел программы на кафедре традиционно строился в соответствии с эпидемиолого-экологической классификацией инфекционных болезней, разработанной Б.Л. Черкасским в 1994 году. Общепризнано, что среди современных классификаций инфекционных болезней данная наиболее полно отвечает интересам эпидемиологии, сочетая сразу несколько принципов построения - эпидемиологический, этиологический и экологический.