О мерах по обеспечению безопасности иммунопрофилактики в лечебно-профилактических учреждениях Екатеринбурга

17.08.2009

По данным Городского центра медицинской профилактики (ГЦМП), в 2008 году в Екатеринбурге сделано 1605 тыс. прививок. Работа поликлиники по иммунопрофилактике осуществлялась в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами при наличии лицензии на данный вид деятельности. Для получения лицензии на работу по иммунопрофилактике должны быть получены санитарно-эпидемиологические заключения в установленном порядке. Руководитель лечебно-профилактического учреждения утверждает порядок организации и проведения вакцинопро-филактики в поликлинике, назначает должностных лиц, ответственных за прививочную работу, выдачу сертификатов о профилактических прививках, получение, хранение и использование медицинских иммунобиологических препаратов, соблюдение холодовой цепи, сбор, временное хранение и уничтожение медицинских отходов, образующихся при иммунизации.

Безопасность медицинских работников достигается за счет мероприятий, направленных на снижение инфекционного и травматического риска во время проведения вакцинации. По данным ГЦМП, наиболее частыми повреждениями у персонала ЛПУ являются уколы иглами (до 57%) при выполнении медицинских манипуляций (рис. 2).

Риск травмирования кожных покровов и инфицирования возникает в момент отделения иглы от шприца для проведения их раздельной дезинфекции, при сборе использованных игл и шприцев, а также их транспортировке к месту утилизации или уничтожения. Так, в Российской Федерации практически во всех ЛПУ после дезинфекции иглы собирают в одноразовую твердую упаковку, а затем в герметичный контейнер и удаляют с территории лечебного учреждения к месту утилизации. Однако риск травматизма персонала и населения не исключен полностью и при этом. В большинстве лечебных учреждений Российской Федерации используются картонные коробки, которые не обеспечивают должной безопасности как для персонала, так и для работников, занятых вывозом отходов. Для сбора и хранения использованных шприцев и игл в подавляющем большинстве медицинских учреждений России применяется тара (например, пластиковые бутылки), не отвечающая требованиям СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений». Отмечались случаи, когда иглы выбрасывались в обычные мусоросборники [3, 4].

Результаты исследования А.А. Мельниковой доказывают, что в большинстве обследованных учреждений эпидемиологическая безопасность обращения с острыми отходами не обеспечивается: использованные инъекционные иглы собирали в пластиковые бутылки (61,2%), картонные коробки (16,8%) и мягкую упаковку (3,1%), не позволяющие предотвратить возможность травмирования медицинских работников, участвующих в сборе использованного инструментария. Кроме того, в среднем только в трети сельских больничных учреждений (35,7%), здравпунктов и МСЧ (27,3%), а также в половине учреждений амбулаторно-поликлинических (50,8%) и охраны материнства и детства (51,6%) упорядочено хранение колющих и режущих медицинских отходов, выделены помещения для временного хранения контейнеров с отходами. При отсутствии таковых не исключается возможность контакта населения с использованным инъекционным инструментарием [2].

Частота и опасность травм медицинского персонала при проведении инъекций недооцениваются как руководителями ЛПУ, так и самими медработниками. Уколы иглой шприца составляют 37,1% от всех травм медработников (А.А. Мельникова, 2008). Около трети травм (29,6%) происходит в момент разборки шприцев, их промывания, замачивания в растворе дезинфицирующих средств. Отказ от химической дезинфекции использованных шприцев, внедрение безопасных методов отделения иглы и сбор использованных шприцев в безопасные контейнеры с последующим высокотемпературным сжиганием (инсине-рацией) практически исключают риск травматизма: частота травм (уколов) снижается с 2,3 на 1000 инъекций до 0 [2].