Стратегия и тактика профилактики полиомиелита в постсертификационный период

06.08.2011

А.А. Ясинский

ГОУ «ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава

Пять лет назад (21 июня 2002 г.) Европейская региональная комиссия по сертификации ликвидации полиомиелита объявила свое решение: «На основании данных, представленных национальными сертификационными комиссиями 51 государства Региона, Комиссия заключила, что передача эпидемического дикого полиовиру-са прервана во всех странах Региона. Комиссия объявляет Европейский регион с сегодняшнего дня свободным от полиомиелита». Для 873 миллионов человек, проживающих в Европейском регионе, в том числе россиян, это без преувеличения историческое решение стало в новом тысячелетии самым важным событием. Теперь Европа, наряду с Северной и Южной Америкой, странами Западно-Тихоокеанского бассейна, свободна от полиомиелита.

В достижение этой цели значительный вклад внесли медицинские работники Российской Федерации (эпидемиологи, вирусологи, педиатры, неврологи, инфекционисты, ученые-медики, организаторы здравоохранения и служба госсанэпиднадзора), что было достойно оценено Европейским региональным бюро ВОЗ - за проделанную работу по ликвидации полиомиелита в нашей стране и в Европейском регионе ВОЗ более 700 специалистов были награждены персональными сертификатами и памятными значками. В сертификате указано: «Ваш личный вклад во многом способствовал тому, что 21 июня 2002 г. Европейский регион ВОЗ был сертифицирован как регион, свободный от полиомиелита». Тем самым вписана поистине славная страница в историю отечественного здравоохранения.

В постсертификационный период работа по профилактике полиомиелита осуществляется в рамках «Национального плана действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации». За последние годы проведен значительный объем организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Приняты меры по совершенствованию деятельности по профилактике полиомиелита, информационному, нормативному и методическому обеспечению, повышению квалификации медицинских работников по этим вопросам. Достигнуты и поддерживаются на высоком уровне показатели иммунизации, эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами. Внедряется система эпидемиологического надзора за энте-ровирусными инфекциями. Реализуются мероприятия по обеспечению биологической безопасности работы вирусологических лабораторий. По отдельным вопросам профилактики полиомиелита (иммунизация, эпидемиологический надзор и т.д.) в регионы направляются информационно-аналитические, служебные письма.

Однако в реализации Национального плана имеются серьезные недостатки и проблемы.

Задачи и функции региональных центров эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами в условиях реформирования системы здравоохранения и госсанэпиднадзора требуют пересмотра. Необходимо совершенствование и повышение эффективности деятельности комиссий по диагностике полиомиелита и острых вялых параличей, по сертификации ликвидации полиомиелита, по безопасному лабораторному хранению диких полиовирусов.

Актуальны вопросы активизации и повышения эффективности деятельности региональных комиссий по диагностике полиомиелита и острых вялых параличей, совершенствования взаимодействия органов и учреждений здравоохранения и госсанэпиднадзора, обеспечения информационно-пропагандистской работы среди населения.

Необходима дифференцированная по специальностям и уровням здравоохранения, в частности госсанэпиднадзора, работа по повышению квалификации медицинских работников с использованием системы тестового контроля уровня знаний по вопросам клиники, диагностики, эпидемиологии и профилактики полиомиелита, организации и проведения лечебно-диагностических и санитарно-проти-воэпидемических (профилактических) мероприятий.

При разработке и реализации планов действий по поддержанию статуса территории, свободной от полиомиелита, в России не всегда учитываются местные условия, определяются конкретные мероприятия, механизм их реализации и ответственные специалисты. При этом важна конкретизация организационных, лечебно-диагностических и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на случай завоза диких, вакцинородственных полиовирусов (разработка алгоритма действий органов и учреждений всех уровней здравоохранения и госсанэпиднадзора, материально-техническая база и т.д.).