ЮБИЛЕЙ 
Заместитель министра здравоохранения, доктор медицинских наук, профессор, майор медицинской службы запаса, Заслуженный врач Российской Федерации Татьяна Владимировна ЯКОВЛЕВА в июле отметила юбилей.
Член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач Российской Федерации, заместитель директора по научной работе «НИИ дезинфектологии» Роспотребнадзора Василий Геннадьевич АКИМКИН в июле отметил 50-летие.
ИНФОРМАЦИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА 
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ 
Проведено сравнение пространственно-временного распространения гриппа в странах Северного и Южного полушарий (по данным ВОЗ) и в России в сезон 2014 – 2015 годов (по данным НИИ гриппа). Представлен анализ заболеваемости гриппом и ОРВИ в 59 городах России в сезон 2014 – 2015 годов.
Показано, что в сезон 2014 – 2015 годов в Северном полушарии интенсивность эпидемий была выше в странах Северной Америки и Европы, чем в странах Восточной Азии и Северной Африки. В Южном полушарии отмечалась низкая активность гриппа. В этиологии эпидемий в странах обоих полушарий преобладали грипп А(H3N2) и грипп В. Доля гриппа А(H1N1)pdm09 была меньше, при этом в странах Южного полушария она было больше, чем в странах Северного. Заболеваемость гриппом A(H3N2) в странах Северного полушария была преимущественно связана с новым штаммом A/Switzerland/-9715293/2013 (H3N2), отличающимся от вакцинного. В Европе большинство циркулирующих штаммов гриппа В были родственны штамму B/Phuket/3073/ 2013, то есть не соответствовали вакцинному.
В России интенсивность эпидемии гриппа в 2015 году была больше, чем в 2014 году, по распространенности по городам, по заболеваемости, особенно среди детей 7 – 14 лет и взрослого населения, частоте госпитализации с диагнозом «грипп» и числу летальных исходов.
С целью выявления развития у больных туберкулезом коинфекций, вызываемых вирусами простого герпеса (ВПГ – Herpes simplex virus), ветряной оспы (Varicella zoster virus – VZV), а также цитомегаловирусом (ЦМВ), было обследовано 45 пациентов с диагнозом «туберкулез легких». Контрольная группа включала 62 здоровых донора, 25 из которых были сотрудниками противотуберкулезного учреждения. 37 человек из контрольной группы не имели контактов с туберкулезными больными. Во время осмотра ни у кого из 107-ми обследуемых лиц везикулярных высыпаний на коже и слизистой, характерных для герпес-инфекций, обнаружено не было. С целью выявления субклинически протекающей инфекции, вызванной ВПГ, ЦМВ или VZV, использовали новый диагностический подход, основанный на определении IgG к соответствующим вирусным агентам с помощью ИФА в культуре мононуклеаров периферической крови (МНК). В результате у больных туберкулезом (ТБ) была установлена достоверно более высокая, по сравнению со здоровыми донорами, частота субклинических форм ЦМВ- (53,3%) и ВПГ-инфекций (40%). В группе здоровых доноров данные показатели были существенно ниже и составляли соответственно 19,4 и 16,1%. Разница в частоте выявления VZV-инфекции у больных ТБ (17,8%) и здоровых доноров (8,1%) не была статистически достоверной. Уровни IgG-антителообразования в культурах МНК у лиц обеих групп с VZV- и ЦМВ-инфекций практически не различались. Однако уровень IgG к ВПГ в культуре МНК больных ТБ (1,106 ± 0,297 ед. ОП) с субклинической формой ВПГ-инфекции существенно превышали аналогичные показатели у доноров контрольной группы (0,285 ± 0,048 ед. ОП, р < 0,05). Полученные результаты свидетельствуют о наличии ассоциативных связей между туберкулезом легких и инфекциями, вызываемыми ЦМВ и ВПГ, влияние которых на развитие и тяжесть течения туберкулеза у людей нуждается в дополнительном изучении.
Для здравоохранения Российской Федерации парвовирусная инфекция (PV B19) представляет собой важную, но малоизученную проблему. Ее клинические проявления разнообразны, что требует дифференциальной диагностики как с другими вирусными инфекциями, так и с неинфекционными заболеваниями. Эпидемиологическая значимость PV B19 определяется широким распространением эпидемических вспышек – преимущественно в организованных коллективах. Медико-социальная значимость связана также с тератогенным действием вируса, а также возможностью его передачи при гематрансфузиях – отсюда к основным группам риска относят беременных женщин и пациентов гематологического профиля. При отсутствии регистрации и учета заболеваемости людей невозможно установить масштаб распространения парвовирусной инфекции. Решающее значение в этом вопросе имеют лабораторные исследования, позволяющие выявлять маркеры PV B19.
Введение. Анализ официальных отчетных данных показывает, что каждый год в Кыргызской Республике острыми респираторными инфекциями болеет до 5% населения. Цель данного исследования – изучение фактической заболеваемости населения. Методы. Проспективное наблюдательное исследование было проведено на базе поликлиники № 1 г. Бишкека с численностью обслуживаемого населения старше 18 лет в 25 057 человек. Отбор респондентов производился с помощью систематической (шаговой) выборки. Из компьютерной базы поликлиники был взят каждый сотый пациент. Всего в исследовании приняли участие 224 человека старше 18 лет. Исследование проводилось с ноября 2012 по апрель 2013 года. Кроме первого очного интервью, все последующие проводились по телефону. Заболевшими считали тех, кто имел симптомы острой респираторной инфекции (ОРИ) согласно стандартному определению случая ОРИ Европейского Бюро ВОЗ (2011). Анализ результатов опроса был проведен с помощью статистической программы «Epi-Info».
Результаты. С ноября 2012 по апрель 2013 года среди 224 опрашиваемых лиц заболели ОРИ 61,2%. Один раз болели ОРИ 46,7% опрошенных, 2 – 3 раза 40,1%, 4 – 7 раза – 11,7%, и в итоге среди 137 заболевших отмечено 305 случаев ОРИ (136 161 на 100 тыс. населения), из них за медицинской помощью обратились 75 человек (24,6%). Таким образом, показатель заболеваемости больных с ОРИ (75/305) из числа наблюдаемой группы на 100 тыс. населения составил 33 482,1. По данным рутинного эпиднадзора, в г. Бишкеке в эпидсезон 2012 – 2013 годов было зарегистрировано 34 637 случаев ОРИ (3826,9 на 100 тыс. населения). Осенью обращаемость составила 36,8%, в зимние периоды – 20,2% и весной – 29,1%
Показатели заболеваемости по возрастным группам, полу, а также в зависимости от наличия в семье детей не имели статистически значимых отличий. Наиболее часто встречались следующие симптомы: кашель (64,6%), насморк (61,0%), головная боль (58,1%) и боль в горле (50,1%)
Выводы. В эпидсезон 2012 – 2013 годов среди наблюдаемой группы населения уровень заболеваемости ОРИ был в 35,6 раза выше, чем регистрируемая заболеваемость по г. Бишкеку, что говорит о низкой обращаемости населения за медицинской помощью.В статье проведен ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости острыми кишечными заболеваниями в 2004 – 2013 годы в Сумской области, изучена этиологическая структура, исследованы свойства штаммов Klebsiella pneumoniaе, Enterobacter cloacae, Staphylococcus aureus и Salmonella Enteritidis в условиях межвидовых отношений в популяциях.
Установлено, что показатели инцидентности находились в пределах 159,8 – 193,9 на 100 тыс. населения. В нозологической структуре острых инфекционных диарей, острые кишечные инфекции, вызванные условно-патогенными микроорганизмами составляли 44,4%. Среди этиологических агентов превалировали клебсиеллы (28,2 – 34,7%), стафилококки (17,1 – 25,2%) и энтеробактеры (12,6 – 18,8%) (р < 0,05). Ротавирусы из образцов фекалий детей были изолированы в 39,5% случаев, аденовирусы – в 28,2%, норо-, энтеро- и астровирусы соответственно – в 26,2,10,4 и 3,2%.
Выявлено изменение микроэкологических характеристик кишечного биоценоза у лиц без признаков острой кишечной инфекции. Ассоциации микроорганизмов характеризовались отсутствием или снижением количества облигатных представителей (бифидобактерий), увеличением числа энтеробактерий, наличием гемолизирующих кишечных палочек, грибов рода Candida, коагулазонегативных стафилококков.
Между возбудителями диарейных инфекций K. pneumoniaе, E. cloacae и S. enteritidis in vitro выявлены индифферентные взаимоотношения, S. aureus и S. Enteritidis – синергидные.
Изучена сезонность шигеллезов (дизентерии) с начала XX века по настоящее время в в Нижегородском регионе и в сравнении с сезонностью этой инфекции в России в целом. Исследование показало, что во внутригодовой динамике заболеваемости шигел- лезами произошло смещение сроков ее максимального подъема с июля (в начале XX века) на осенне-зимний период (в конце ХХ и начале XXI века). Показаны различные статистические характеристики сезонности шигеллезов и их вариация на протяжении более чем столетия. В частности, в рассматриваемый период амплитуда месячных колебаний снизилась почти в 20 раз, индекс сезонности – в 8,3 раза, коэффициент сезонности – в 3,5 раза, коэффициент интенсивности сезонного подъема – почти в 4 раза. Полученные результаты свидетельствуют о существенных эволюционных сдвигах в эпидемиологии шигеллезов. В работе проанализированы мнения различных исследователей о факторах, влияющих на внутригодовую динамику заболеваемости дизентерией. Показана необходимость дальнейшего углубленного и комплексного изучения эволюционных изменений шигеллезов специалистами различного профиля.
ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКА 
Представлены результаты анализа опыта регулирования порядка получения добровольного информированного согласия (отказа) на профилактические прививки в ряде зарубежных стран и в России. Делается заключение о несовершенстве учетной формы информированного согласия на вакцинацию и необходимости изменения подхода к его оформлению в России.
Представлен анализ безопасности и эффективности вакцинации небольшой группы детей, рожденных раньше срока (61 ребенок 1 – 4-й степени недоношенности) и рожденных своевременно (21 ребенок – группа сравнения). Проведена вакцинация и ревакцинация препаратами: АКДС (20 и 15 детей соответственно), АаКДС (22 и 4 ребенка), пентавалентной вакциной (АаКДС/ ИПВ/Хиб – 9 и 2 детей) и АДС (10 детей исследуемой группы с тяжелым органическим поражением нервной системы или судорогами в анамнезе). Против кори, паротита и краснухи привито 47 и 20 детей соответственно. Оценивали клинические проявления вакцинального периода и эффективность прививок по титрам антител: противодифтерийных через 2 месяца после ревакцинации; противокоревых, противопаротитных через 2 месяца после вакцинации.
Недоношенных детей начинали прививать в среднем с отставанием на 3 – 4 месяца от сроков Календаря прививок. В группе недоношенных поствакцинальный период протекал гладко у 75,4% детей при применении неживых вакцин и у 74,5% детей, привитых живыми вакцинами. Частота наслоения интеркуррентных инфекций после введения живых (25,5%) и неживых (24,6%) вакцин не отличалась от группы сравнения (25,0 и 23,8%). Среднегеометрическая величина титров антител к дифтерии, кори, паротиту не различалась достоверно от группы сравнения, не зависела от применявшихся препаратов и степени недоношенности.
Цель исследования – изучение клинической эффективности, иммуногенности и безопасности 23-валентной полисахаридной пневмококковой вакцины у больных ревматоидным артритом (РА).
Материалы и методы. В исследование включено 102 человека (78 женщин и 24 мужчины в возрасте 23 – 70 лет), в том числе 72 больных РА и 30 лиц без системных воспалительных ревматических заболеваний (контрольная группа), имеющих в ближайшем анамнезе ≥ 2-х случаев инфекций нижних дыхательных путей (бронхиты, пневмонии). На момент включения все больные получали противовоспалительную терапию: 52 пациента – метотрексат (МТ), 10 – лефлуномид (ЛЕФ), 10 – МТ + ингибиторы фактора некроза опухоли-α (иФНО-α). Вакцинацию 23-валентной полисахаридной пневмококковой вакциной проводили одно- кратно в дозе 0,5 мл п/к на фоне продолжения терапии основного заболевания МТ или ЛЕФ, либо за 3 – 4 недели до назначения иФНО-α. Во время контрольных визитов (через 1 месяц, 3 месяца и 1 год после введения вакцины) проводили клинический осмотр больного, общепринятые клинические и лабораторные исследования.
Результаты. В течение периода наблюдения (12 месяцев) клинических и рентгенологических симптомов пневмонии не зарегистрировано ни у одного участника исследования. У больных РА и в группе контроля отмечено более чем 2-х кратное значимое повышение содержания пневмококковых антител через год после вакцинации.
Переносимость вакцинации была хорошей у 67 (66%) человек. У 27 (26%) пациентов отмечены боль, припухлость и гиперемия кожи диаметром до 2 см в месте инъекции, у 8 (8%) – субфебрилитет. Эпизодов обострения РА или возникновения каких-либо новых аутоиммунных расстройств в течение периода наблюдения не отмечали.
Заключение. Полученные данные свидетельствуют о хорошей клинической эффективности, достаточной иммуногенности и хорошей переносимости 23-валентной пневмококковой вакцины у больных РА.В исследовании проведена сравнительная оценка иммунологической активности препаратов вакцины чумной живой (ВЧЖ) при оптимальном режиме хранения и после воздействия экстремальной температуры 37 ± 1 °С в течение 6 суток с последующим хранением при 4 ± 2 °С. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют, что образец ВЧЖ, подвергнутый термовоздействию, не снизил способности проявлять иммунологическую активность в течение трехлетнего хранения (срок годности препарата) и при вакцинации животных быстрее вызывал увеличение общего количества Т-лимфоцитов и проявление признаков гуморального иммунитета.
Вывод: можно прогнозировать более лабильные условия по транспортированию живой бактериальной вакцины без ущерба ее качественным характеристикам.
Живые аттенуированные («атт») вакцины на основе холодоадаптированных («ха») штаммов – одно из перспективных направлений совершенствования профилактики гриппа, однако подходы оценки эффективности, а также взаимосвязь с иммуногенностью остаются не до конца выясненными, в особенности для препаратов на основе вируса гриппа В.
На основе живого «ха» штамма дикого варианта вируса гриппа В получены стерильные, очищенные и концентрированные вирусные препараты, полностью охарактеризованные по биологической активности и фенотипу. Двукратная интраназальная иммунизация мышей живыми «ха» вакцинами формировала стерильный иммунитет (в куриных эмбрионах дикий вирус в пределах чувствительности метода после инфекции иммунизированных животных не выявляется), в то же время сывороточные антитела в реакции торможения гемагглютинации (РТГА) в пределах чувствительности метода не определялись.
Основной результат работы – живая холодоадаптированная вакцина против гриппа защищает модельных животных от инфекции, при этом титры антител в сыворотке по РТГА (иммуногенность) не выявляются. Считается, что именно иммуногенность – основной суррогатный показатель для оценки эффективности вакцин против гриппа, который коррелирует с защитой от инфекции (для инактивированных вакцин).
Трудность терапии инфекций, вызываемых S. aureus, определяется резистентностью возбудителя к применяемым антибиотикам, хроническим характером течения болезни, а также развитием на ее фоне снижения функций врожденного иммунитета и резистентности организма к инфекции. Несмотря на многочисленные усилия исследователей, в настоящее время отсутствуют противостафилококковые препараты, эффективность которых была бы установлена в завершенных клинических испытаниях.
Цель работы: получение секретируемых белоксодержащих соединений S. aureus № 6 и изучение их иммуногенных свойств.
Материалы и методы. Секретируемые белоксодержащие соединения (БСС) получали: «исходное» – из фильтратов культуральной жидкости S. aureus № 6, выращенных до конца фазы экспоненциального роста в соответствии с описанной ранее технологией I БСС и II БСС – после ионообменной хроматографии «исходного» БСС на колонках соответственно Q-Sepharose и DEAESepharose. Накопление специфических IgG в сыворотках крови иммунизированных кроликов и мышей изучали в ИФА, иммуногенную активность – в опытах активной и пассивной защиты мышей линии BALB/с, по обсемененности органов и анализу формирования абсцессов в почках. Результаты. Изученные БСС обладали антигенной активностью (повышение в 2,2 – 7,5 раза уровня специфических IgG в сыворотках иммунизированных животных по сравнению с контролем), что свидетельствует об стимуляции системы адаптивного иммунитета и о существенной протективной активности: в опытах по активной (индекс эффективности 2,63 – 4,28) и пассивной защите. Иммунизация мышей «исходным» и II БСС значительно снижала высеваемость S. aureus из тканей почек мышей и формирование абсцессов в почках. Это свидетельствует о влиянии изучаемых БСС на тяжесть течения стафилококковой инфекции и позволяет предположить их терапевтическое действие.
Заключение. Проведенный комплексный анализ выявил перспективность дальнейшего изучения «исходного» и II белоксодержащих соединений, имеющих высокий протективный потенциал в доклинических исследованиях, в качестве кандидатов на включение в состав препарата для иммунопрофилактики и иммунотерапии инфекций, вызываемых S. aureus.
ПРАКТИКА ВАКЦИНАЦИИ 
Освещены особенности вакцинации детей с рецидивирующей и хронической воспалительной ЛОР-патологией. Показано, каким образом схема иммунизации может быть изменена в зависимости от патологии и возраста ребенка.
НЕКРОЛОГ 
ISSN 2619-0494 (Online)